Содержание:
- Почему времени не хватает
- Правила эффективного тайм-менеджмента
- Как организовать рабочий день
- Где найти время для домашних дел
- Как всё успевать: подсказки
Как часто вы задумываетесь о том, что вам недостаточно часов в сутках? Современный ритм жизни диктует свои правила. Люди спешат и бегут, изо всех сил стараясь всё успеть, но в итоге времени всё равно не хватает. Управление режимом дня и грамотный тайм-менеджмент – это полезные навыки, которые помогают значительно улучшить качество жизни.
Почему времени не хватает
«Чтобы успеть выполнить большое количество дел в течение дня, нужно просто больше трудиться». На первый взгляд этот принцип кажется действенным, но на деле он редко срабатывает. Почему так происходит? Причины кроются в загадочной работе человеческого мозга – он устроен гораздо сложнее, чем кажется.
По данным экспериментального исследования, если долго выполнять одну и ту же задачу, спустя 30–60 минут работоспособность сильно упадет и появится раздражение. Оно усилится, когда через час непрерывной деятельности человек осознает, что силы уже на исходе, а дело до сих пор не закончено.
Верным решением этой проблемы станет оптимизация рабочего времени и его грамотное планирование. Для этого существует тайм-менеджмент. Он включает в себя специальные принципы и техники, позволяющие рационально распределять свои силы на все задачи в течение дня. Подобная организация времени подойдет для любых сфер деятельности: от домашнего хозяйства до управления крупной компанией.
Правила эффективного тайм-менеджмента
В тайм-менеджменте существует несколько основных техник и правил, благодаря которым человеку будет легче распланировать свой день и достичь максимальной продуктивности. К ним относятся:
- формулирование краткосрочных и долгосрочных целей;
- распределение задач по спискам: распорядок дня, план дел на сутки/неделю/месяц/год, список задач для конкретного события;
- расставление приоритетов и рациональное распределение времени;
- выполнение важных и сложных задач в первую очередь;
- умение анализировать свои желания и вовремя говорить «нет»;
- борьба с отвлекающими моментами;
- планирование не только рабочего времени, но и отдыха;
- забота о ментальном и физическом здоровье;
- анализ опыта и создание собственных методов управления временем.
Как организовать рабочий день
Чтобы повысить работоспособность и эффективно провести рабочий день, нужно подготовиться к нему заранее. Накануне попробуйте представить свою ежедневную рутину и составить общий список конкретных дел. После этого расставьте пункты в соответствии с их приоритетом или временем выполнения. Здесь стоит учесть все нюансы, срочность и важность задач, чтобы правильно распределить их по графику.
Затем необходимо для каждого дела выделить определенное количество времени в соответствии с расставленными приоритетами. Старайтесь выстроить график таким образом, чтобы деятельность менялась каждые 40–60 минут. Так мозг не устанет от рутинной работы, что позволит выполнять задачи с максимальной эффективностью. Также не забудьте выделить время на отдых в течение рабочего дня. Качественное восстановление необходимо для поддержания хорошего уровня производительности.
На следующий день постепенно продвигайтесь в соответствии с составленным графиком. Допустимы небольшие изменения или добавления пунктов в зависимости от ситуации. Однако не стоит сильно менять заранее продуманный план.
Еще один важный момент – это устранение отвлекающих факторов. Организуйте рабочее пространство таким образом, чтобы полностью сосредоточиться на рабочем процессе. Отвлечься на другие мысли и дела можно будет во время перерыва. Это позволит выполнять задачи максимально эффективно.
Где найти время для домашних дел
Если с тайм-менеджментом на работе всё сравнительно просто и понятно, то найти мотивацию для выполнения домашних дел гораздо сложнее. Чтобы не запустить дом и поддерживать порядок и чистоту, необходимо распределить время в соответствии с пиками вашей активности.
У каждого человека есть период в течение дня, когда он наиболее энергичен. Именно в это время стоит выполнять основные бытовые задачи. В зависимости от собственных биоритмов и рабочего графика это может быть:
- утро перед уходом на работу;
- перерывы в течение рабочего процесса – они удобны для людей, работающих из дома;
- период после возвращения с работы;
- время перед сном.
Для определения наиболее подходящего времени попробуйте выполнять бытовые дела в разное время. Такой подход поможет быстро избавиться от домашних забот в те часы, когда вы чувствуете максимальный подъем активности и мотивации. Благодаря этому менее энергичное время можно будет потратить на хобби, отдых или обучение чему-то новому и интересному.
Также старайтесь и в домашней рутине использовать планирование и списки. Люди привыкли в течение рабочей недели заниматься только работой, а все бытовые дела оставлять на выходные. Таким образом вместо полноценного восстановления и отдыха приходится сутками драить дом. Уборка займет гораздо меньше времени и сил, если грамотно распределить задачи по всем дням недели.
Как всё успевать: подсказки
Помимо оптимизации времени и планирования дел можно воспользоваться специальными техниками. Их смысл заключается в применении небольших трюков, позволяющих выполнять дела и задачи более эффективно:
- Используйте принцип 25/5. Создатель этого метода предлагает тратить 25 минут на работу и пять минут на отдых. Благодаря такому графику организм осознает, что трудиться придется совсем небольшое количество времени, а затем последует отдых. Этот подход позволяет полностью сконцентрироваться на работе, не отвлекаясь на разговоры, социальные сети и другие факторы.
- Не пренебрегайте обедом. Зачастую во время трудоемкого рабочего процесса мы забываем о своевременном приеме пищи. Еда необходима организму для восстановления сил и других ресурсов. Без обеда энергия будет неизбежно тратиться, а работоспособность падать. Поэтому не забывайте выделять хотя бы 20–30 минут на перекус даже в самом напряженном графике.
- Нарисуйте свой распорядок дня. Иногда люди плохо воспринимают обычный текст, поэтому им сложно дается составление планов и их выполнение. В этом случае можно попробовать представить ежедневные задачи в виде таблицы, где строки задач будут пересекаться со столбцами часов или дней недели. При выполнении пунктов можно закрашивать соответствующие квадратики разными цветами.
- Используйте музыкальное сопровождение. В некоторых ситуациях музыка на фоне может значительно повысить концентрацию и производительность, что подтверждается исследованиями. Также позитивные ритмы поднимают настроение и придают заряд бодрости. Однако важно правильно подобрать плейлист. Эксперты советуют выбирать спокойные композиции без слов, чтобы они помогали сосредоточиться, а не становились отвлекающим фактором.
Тайм-менеджмент, осознание своих истинных целей и желаний и грамотное управление собой помогут справиться с проблемами лени и прокрастинации. На пути к мечте важно приложить максимальные усилия и грамотно распланировать каждый шаг. На тренинге «Психология Высоких Результатов» в центре Валентина Плотникова вы научитесь не только планировать и контролировать свои действия, но и сможете проанализировать желания, поставить четкие цели и привить себе полезные привычки, необходимые для достижения желаемого.