Содержание:
Типичная ситуация из жизни предпринимателя: «Вот сейчас доделаю это и займусь семьей, домашними делами, а потом еще книгу почитаю». А когда дело наконец-то выполнено, выясняется, что на домашние дела и семью уже не осталось ни времени, ни сил, а уж про время на себя можно и вообще забыть. Сегодня разберем, почему постоянно не хватает времени и как это исправить.
Причины дефицита времени
Причины нехватки времени:
- Многозадачность. Даже если вам кажется, что переключение от одной задачи к другой отнимает минимум времени, в совокупности это значительно снижает производительность. А также приводит к усталости и рассеянности. Каждый раз при переключении ваш мозг сбрасывает одни «настройки» и устанавливает другие.
- Хронофаги. Это пожиратели времени: частая проверка почты, переписка с подругой «ни о чем», пролистывание ленты в социальных сетях, перекуры, обсуждение личных вопросов с коллегами и т. п. Исключите всё это из своей жизни, и у вас появится пара часов для более важного.
- Отсутствие планирования. «То одно делаю, то другое, а в итоге ничего не закончил», «Столько дел – даже не знаю, за что хвататься» – знакомые истории? Хорошо, если нет. А если знакомы, значит, у вас проблемы с планированием. Чуть ниже мы разберем способы эффективной организации и расстановки приоритетов.
- Прокрастинация. Вернемся к истории предпринимателя из начала статьи. Бывает и по-другому: «Ну вот, сейчас в магазин съезжу, маме продуктов отвезу, с друзьями о встрече на выходных договорюсь и начну работать». А потом появляется еще куча «срочных» и «важных» дел – в итоге дело не выполнено.
- Нездоровый образ жизни и нарушенный режим дня. Если вы систематически не высыпаетесь или, наоборот, слишком много спите, мало отдыхаете или больше развлекаетесь, чем работаете, то ваша продуктивность падает.
Отдельно стоит отметить ситуацию, когда человек взял на себя слишком много обязанностей. То есть целый день он реально чем-то занят по работе или по дому, но физически не может справиться с этой кучей задач. Часто это бывает связано с безотказностью, комплексом отличника, страхом критики и отвержения, перфекционизмом.
И разновидность этого – максимальная загруженность работой на фоне низкой оплаты труда. Человек или боится просить достойную оплату за свой труд, например, из-за синдрома самозванца, или не видит перспектив в профессиональном развитии.
Тайм-менеджмент
Тайм-менеджмент – это наука об управлении временем. Это не просто технология, а философия, образ жизни.
Принципы тайм-менеджмента:
- Планируйте. Составляйте планы на день, неделю, месяц, год. А также план выполнения каждой задачи.
- Конкретизируйте. Приступая к реализации какого-либо плана, вы должны четко видеть результат. И сама цель должна быть конкретной, измеримой, актуальной, достижимой, измеримой во времени.
- Записывайте. Составляйте письменные планы, добавляйте графики, схемы, таблицы.
- Расставляйте приоритеты. Оценивайте каждую задачу через призму важности и срочности. Опирайтесь на свои ценности.
- Концентрируйтесь на главном. 20 % усилий приносят 80 % результата. Найдите свой источник силы, а от того, что отнимает много ресурсов, но не приносит результата, откажитесь.
- Анализируйте свой опыт. Подводите итоги дня, недели, месяца, года и промежуточные итоги в реализации планов. Отмечайте, что удалось сделать, а что нет, и почему. Учитесь на своих ошибках, используйте их как возможности для роста.
- Отдыхайте. Когда компьютер перегружен работой, он зависает. То же происходит с психикой, если ей не давать отдыха.
Опирайтесь на эти правила в работе и любой другой сфере, и ваша жизнь изменится к лучшему. У вас появятся силы и время на всё, вы достигнете баланса и гармонии.
Эффективные способы управления временем
Разберем несколько востребованных техник управления временем.
Хронограф
Техника помогает выявить пожирателей времени и дела, которые отнимают максимум ресурсов. Он дает понять, на что вы тратите свою жизнь. Незаменимое средство для тех, кто погряз в рутине.
В течения дня записывайте всё, что делаете: во сколько начали и во сколько закончили. Повторяйте это действие на протяжении недели или двух недель. Проанализируйте записи. Чтобы было проще, можно разбить все дела на несколько сфер. Определите, что отнимает больше времени. Вам нужно уменьшить эти затраты? Как вы можете их уменьшить? А на что хотелось бы выделать больше времени? Где вы можете взять его?
Матрица Эйзенхауэра
Это упражнение поможет расставить приоритеты.
Распределите все задачи по четырем группам:
- Важно и срочно. То, что нужно сделать прямо сейчас, например, завершить проект, по которому близится дедлайн.
- Важно и не срочно. То, что можно отложить на пару дней, например, профилактический осмотр у стоматолога.
- Не важно и срочно. Это просьбы друзей и коллег, возникшие задачи типа оформления бумаг, которые можно кому-то перепоручить.
- Не важно и не срочно. Здесь находятся пожиратели времени – откажитесь от них.
Поедание лягушки
Этот способ повышает продуктивность. С утра решайте самую сложную или неприятную для вас задачу. А дальше будет уже проще.
Правило 1–3–5
Метод усовершенствования планирования. Делайте за день одно крупное и важное дело, три средних и пять мелких. Не больше и не меньше. Если возникают другие задачи, то вписывайте их в планы следующих дней.
Интеллект-карты
Техника подходит для планирования, принятия решений, самоанализа, запоминания больших объемов информации.
Суть: записываете идею (ключевое слово), от него проводите первый ряд ассоциаций, а от каждого из них – еще по ряду. Можно продолжить разветвление и дальше. Затем смотрите на общую картину.
Все эти методы вы можете прямо сейчас применить в своей жизни. А если вам не хватает поддержки и мотивации, то мы готовы ее предложить. Пройдите четырехнедельный тренинг «Психология Высоких Результатов». Вы научитесь определять свои желания, ставить цели и достигать их, внедрите в жизнь полезные привычки, найдете баланс между разными сферами жизни, научитесь самоуправлению и самоорганизации. Но главное – ваша продуктивность увеличится, качество жизни улучшится, появится время на отдых и на себя.